Внимание - это важнейшее качество,
которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из
внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш
мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью,
концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и
произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к
отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно
на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не
отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той
части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемость внимания
- ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.
Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по
математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то
он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает
правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий
(математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения
внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно
несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания -
ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены
фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе
занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления
специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум
направлениям:
1. Использование специальных упражнений,
тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию,
устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как
свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в
ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или
выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают
частностями".
Упражнения на
тренировку основных свойств внимания можно скачать на страничке «К уроку» или здесь
|